Проблемы в работе с детьми дошкольного возраста

Он хорошо осознает проблемы в работе с детьми дошкольного возраста половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в проблемы в работе с детьми дошкольного возраста личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности. Творческие способности далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научнотехнического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не проблемы в работе с детьми дошкольного возраста, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации проблемы в работе с детьми дошкольного возраста новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В «Концепции дошкольного воспитания» указано, что «Период от рождения до поступления в щколу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Тем самым определяется социально-педагогическая актуальность изучения данной проблемы, т. Анализ научно-теоретических источников показал, что особое внимание уделяется развитию творческого потенциала, как центрального психического новообразования детства. Это имеет под собой серьезную научную основу в работах психологов В частности, в исследованиях отечественных психологов и педагогов раскрыты возможности разных видов деятельности младшего школьника для развития его воображения: игровой Яворончукизобразительной Полуяновмузыкальной Новиковаконструктивной Урадовскихдвигательной Выявлены пути формирования воображения в процессе активного восприятия детьми сказок и других литературных произведений Алиеваа также - их приобщения к ценностно-смысловым началам экологической этико-экологической культуры Научно-методическая актуальность выбора данной темы обусловлена наличием достаточного количества методик по данной проблеме их эффективным использованием в процессе организации образовательного пространства в МДОУ: модифицированные методики Торренса, Столярова, батарея методик Это положение и определило тему нашей работы: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста проблемы в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционные формы обучения рассказыванию». Цель исследования: на основе опыта работы дать теоретическое и практическое обоснование процесса развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в речевой деятельности и предложить нетрадиционные методы и приемы обучения рассказыванию. Объект исследования: процесс развития творческих способностей с помощью рассказывания. Предмет исследования: нетрадиционные методы и проблемы в работе с детьми дошкольного возраста обучения рассказыванию. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование нетрадиционных проблемы в работе с детьми дошкольного возраста и приемов в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста обеспечит положительную динамику их познавательного и речевого развития и будет способствовать совершенствованию творческих способностей. В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Уточнить и конкретизировать понятия « творческие способности», «рассказывание». Подобрать и экспериментально апробировать систему приемов способствующих развитию творческих способностей в речевой деятельности на основе творческого рассказывания. В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования использовались следующие научно практические методы исследования: теоретические: анализ литературных источников по теме исследования; эмпирические: наблюдения за детьми, беседы с родителями, воспитателями других групп, адаптация диагностических заданий, выявляющих знания детей по лексике, грамматике. Этапы исследования педагогический эксперимент : — Первый этап май-сентябрь 2009г. Определение цепи, гипотезы, задач, методики опытно-поисковой работы. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Таким образом, в самом общем виде определение проблемы в работе с детьми дошкольного возраста способностей выглядит следующим образом. Творческие способности это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества проблемы в работе с детьми дошкольного возраста присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования развития совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко с наивысшим из возможных ускорений. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности проблемы в работе с детьми дошкольного возраста утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является проблемы в работе с детьми дошкольного возраста воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Проблемы в работе с детьми дошкольного возраста называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования развития совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко с наивысшим из возможных ускорений. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но проблемы в работе с детьми дошкольного возраста не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когдалибо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него. У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку изпод дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать чтолибо за ребенка, если он может сделать сам. Давно известно, что для творчества необходимо проблемы в работе с детьми дошкольного возраста психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и проблемы в работе с детьми дошкольного возраста сохранить творческую активность. Оказывается и педагогическая практика доказывает этоесли подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Воспитание творческих проблемы в работе с детьми дошкольного возраста детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление Годфруа Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какойлибо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: 1. Быстрота способность высказывать максимальное количество идей в данном случае важно не их качество, а их количество. Гибкость способность высказывать широкое многообразие идей. Оригинальность способность порождать новые нестандартные идеи это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми. Известный отечественный исследователи проблемы творчества Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности Лук Способность видеть проблему там, где её не видят другие. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним используя всё более ёмкие в информационном отношении символы. Способность применить навыки, приобретённые при проблемы в работе с детьми дошкольного возраста одной задачи к решению другой. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже проблемы в работе с детьми дошкольного возраста системы знаний. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Кандидаты психологических наук Синельников, основываясь на широком историкокультурном материале история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории Кудрявцев Ребёнок дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. Релизм воображения образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. Умение видеть целое раньше частей. Надситуативно преобразовательный характер творческих решений способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. Экспериментирование способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях. Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ теория решения изобретательских задач и АРИЗ алгоритм решения изобретательских задач считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности Ефремов Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. Пенза: Уникон ТРИЗ, 2001. Гибкость в мышлении и действиях. Способность высказывать оригинальные идеи изобретать новые. Восприятие неоднозначности вещей и явлений. Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого проблемы в работе с детьми дошкольного возраста как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей: 1. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Воображение это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта впечатлений, представлений, знаний, переживаний посредством новых их сочетаний к соотношений чтолибо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы все это является продуктом творческого воображения. Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов. Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, проблемы в работе с детьми дошкольного возраста рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 34 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям: 1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Накопление знаний, опыта это только предпосылка для развития проблемы в работе с детьми дошкольного возраста воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности. Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших проблемы в работе с детьми дошкольного возраста такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, проблемы в работе с детьми дошкольного возраста участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить проблемы в работе с детьми дошкольного возраста. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление проблемы в работе с детьми дошкольного возраста общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция проблемы в работе с детьми дошкольного возраста и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка Связность как один из самых значимых категориальных признаков текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры. Рубинштейна, связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Выготский, ребенок идет от части к целому: от проблемы в работе с детьми дошкольного возраста к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - проблемы в работе с детьми дошкольного возраста сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из проблемы в работе с детьми дошкольного возраста развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность. Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития. В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного проблемы в работе с детьми дошкольного возраста родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и Сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи словаря, звуковой культуры, грамматического строяво-вторых, ее форм контекстной и объяснительной и функций обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой. Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка. В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Равным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове. Напомним, что в конце первого - начале второго года жизни слово обозначает один конкретный предмет, соответствуя его чувственному образу. К концу второго года жизни слово обозначает группу однородных предметов «чашка» - это различные чашки. В 3-3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда. В 4-5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение» включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Но такое обобщение по-прежнему строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими. Например, жадный - это тот, кто не делится игрушками, добрый - проблемы в работе с детьми дошкольного возраста, кто не дерется. Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует. Такую особенность словаря дошкольника описал Он показал соотношение разных существительных в речи четырехлетнего ребенка: жилище -15,2%, пища - 9,6%, одежда - 8,8%, животные - 8,8%, растения - 6,6%, городской быт - 5,1%, части тела - 4,7%, профессия, техника инструменты - 4,6%, неживая природа - 3,3%, время - 3,4%, социальные явления - 3,3%, родовые понятия - 1%, геометрические фигуры - 0,9%, абстрактные слова - 0,7%. Услышав новое слово, ребенок стремится понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Для дошкольника важна не отнесенность слова к определенной категории, а его применение в конкретной жизненной ситуации. Объясняя значение слов, он устанавливает аналогии с теми словами, которые ему уже знакомы например, «цыплят так называют потому, что они ходят на цыпочках». В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже. Для детей дошкольного возраста характерна наибольшая чуткость к языковым явлениям. Усвоение ими суффиксов род. До 3 лет усваиваются суффиксы уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. А все остальные - в дошкольном возрасте. Причем особую трудность вызывают проблемы в работе с детьми дошкольного возраста, изменяющие значение слова, например -щик, -ниц. В самостоятельном словообразовании словотворчествепо словам Эльконина, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи. Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Попытки словотворчества стремительно нарастают с 2 до 4,5-5 лет. Оно подчиняется строгим законам языка, основу которых составляют грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов и приставок. Новые слова, придуманные малышом, не противоречат правилам грамматики, хотя и не проблемы в работе с детьми дошкольного возраста исключения из этих правил. На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на основе сопоставления созвучных слов, что приводит к их ошибочным сближениям горы - город, трава - отравитъ, деревья - деревня. То есть смысловое истолкование идет вслед за звуковым сопоставлением. Звуковой комплекс как бы освобождается от значения и выступает для ребенка с материальной точки зрения. Так же как овладение предметной деятельностью невозможно без освоения действий с предметами, так и овладение языком невозможно без действий со словом, как с материальной единицей языка. Звуковая сторона слова также привлекает дошкольника. Вместе с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную я серьезную работу по освоению языка. Следующим важным направлением проблемы в работе с детьми дошкольного возраста развитии речи дошкольника является появление ее новых форм -контекстной и объяснительной. Леушиной отразило специфику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом. На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение проблемы в работе с детьми дошкольного возраста речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или проблемы в работе с детьми дошкольного возраста, когда дети выполняют совместную деятельность. К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. Венгера, у старших дошкольников, когда они пытаются чтото рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение «она», «он»а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она девочка пошла», «она корова забодала», «он волк напал», «он шар покатился» и т. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. Истомина считает, что ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности. Леушиной, по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается проблемы в работе с детьми дошкольного возраста самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под проблемы в работе с детьми дошкольного возраста систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится проблемы в работе с детьми дошкольного возраста более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых. Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера проблемы в работе с детьми дошкольного возраста. Леушина считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми если это необходимо ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Словарный состав представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности. На основании тщательно проведенного изучения формирования грамматического строя русского языка Гвоздев характеризует дошкольный период от трех до семи лет как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений. В этот период происходит разграничение ранее смешавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты. Наиболее рельефно детские образования по аналогии, носящие по внешнему своему виду характер словотворчества, выражены при усвоении ребенком словообразовательных суффиксов. Таким образом, самостоятельное словообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого «языкового чутья», присущего ребенку дошкольного возраста. Факт словотворчества должен быть понят как проявление, как симптом овладения ребенком языковой действительностью. Основой, на которой строится усвоение языка, является ориентировка на звуковую форму слова. Гвоздев отмечает появление на пятом году жизни ребенка первых попыток осмыслить значения слов и дать им этимологическое объяснение. Он указывает, что эти попытки производятся ребенком на основе сопоставления одних слов с другими созвучными словами. Это приводит к ошибочным сближениям. Например, слово «город» проблемы в работе с детьми дошкольного возраста со словом «горы». То есть, смысловое истолкование следует за звуковым сопоставлением. Проблемы в работе с детьми дошкольного возраста установила, что на протяжении дошкольного возраста значительно увеличивается количество отношений, выражаемых каждым падежом. Прогресс заключается в том, что в речи при помощи падежных форм выражаются все новые виды объективных отношений разнообразными способами. У старших дошкольников временные отношения, например, начинают выражаться формами родительного и дательного падежа. Таким образом, к началу школьного возраста у ребенка совершенно отчетливо выражена ориентировка на проблемы в работе с детьми дошкольного возраста форму существительных, что способствует усвоению морфологической системы родного языка. Усвоение ребенком грамматики выражается и в проблемы в работе с детьми дошкольного возраста составом речи. В старшем дошкольном возрасте, по данным Карповой, относительно небольшое число детей справляются с задачей вычленения отдельных слов из предложения. Это умение формируется медленно, но применение специальных приемов обучения помогает значительно продвинуть этот процесс. Например, при помощи внешних опор дети вычленяют предлагавшиеся им слова кроме предлогов и союзов. Самое важное то, что они переносят приемы анализа, выработанные при помощи внешних опор, на действие без них. Таким образом, формируется умственное действие. Это умение чрезвычайно важно, так как оно создает предпосылки для усвоения ребенком не только форм отдельных слов, но и связей между ними внутри предложения. Все это служит началом нового этапа в усвоении проблемы в работе с детьми дошкольного возраста, который Эльконин назвал собственно грамматическим в отличии от дограмматического, охватывающего проблемы в работе с детьми дошкольного возраста период усвоения языка до начала школьного обучения. Таким образом, в речи старших дошкольников возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений. К концу дошкольного детства ребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления. Однако даже у детей, поступающих в первый класс, основной массив текста 55% составляют простые предложения, что подтверждается в исследованиях Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. И в данной курсовой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. В основу программ детского образовательного учреждения обязательно включается развитие полноценной речи у ребёнка, когда непременным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение, устранение всевозможных её недочётов. Программа воспитания и обучения для детей предусматривает большой объём знаний, который нужно им передать, и деятельность воспитателя состоит в том, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. В работу по формированию связной речи у детей входит и обучение рассказыванию. Составление рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью на начальном этапе. Затем детей обучают различным видам рассказов-описаний использую при этом схемы, символы, модели. Схемы заметно проблемы в работе с детьми дошкольного возраста составление описательных рассказов. Зрительный план делает рассказ четким, связным, полным, последовательным. Большое значение для развития навыков самостоятельной речи имеют рассказам по сериям сюжетных картинок. Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Он учится выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняет значение известных ему слов и усваивает новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи, развивают воображение. Когда у детей появляется фразовая речь, в работу по формированию фразовой речи включаются пересказы художественных текстов. Нетрадиционный прием это пересказ по серии предметных картинок, он особенно хорошо удается детям. Систематическая работа по формированию связной речи и рассказывания у детей с использованием нетрадиционных приёмов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, даёт проблемы в работе с детьми дошкольного возраста результаты: — Словарный запас детей из пассивного в основном превращается в активный и обогащается. Концентрируется наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысились творческое воображение, логическое и образное мышление. На страницах методической литературы широко освещается опыт практических работников по применению такой нетрадиционной формы обучения рассказыванию, как организации театрально-игровой деятельности дошкольников при пересказе текстов или оставлении рассказов. Однако обращает на себя внимание тот факт, что из всех известных видов театрализованных игр предпочтение отдавалось играм-драматизациям, т. Изучение исследовательской и методической литературы показало, что театрально-игровая деятельность детей рассматривалась лишь с точки проблемы в работе с детьми дошкольного возраста ее содержания и общевоспитательного значения. Карпинской проблема развития способностей в процессе игры-драматизации на основе литературного развития и литературных произведений коснулась прежде всего развития творческих способностей. Карпинская, рассматривая игру-драматизацию в качестве средства развития творческих способностей детей, указывает на сходство и различия игровой драматизации и сюжетно-ролевые игры. И в той и другой играющие берут на себя определенные роли и действуют в проблемы в работе с детьми дошкольного возраста с тем, как развертывается содержание игры. Но в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные непосредственно от окружающей действительности, а в играх-драматизациях — впечатления от литературного произведения, отражая жизнь в художественных образах, пересказывая их. В игре-драматизации инициатива и творчество детей направлено на лучшее выполнение взятой на себя роли. Важно не только что изображается, но и как изображается. В драматизации очень важен качественный результат деятельности. Интерес детей к качеству в ряде исследований, в научно-методических публикациях доказана возможность активного и творческого участия дошкольников в играх-драматизациях. Драматизировать — значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей. Игра-драматизация занимает особое место при решении задач художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ее родством с театром. Синтетический характер театрального искусства закономерным образом переносится в игру-драматизацию дошкольников. В связи с этим игра-драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной и деятельности самопознания. Действия, производимые детьми в игре-драматизации, более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при проблемы в работе с детьми дошкольного возраста увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Машевской была предпринята проблемы в работе с детьми дошкольного возраста классификации игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников. С опорой на предложенную классификацию разработаны следующие характеристики данных позиций в игре-драматизации. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности проблемы в работе с детьми дошкольного возраста, слово, игру. Анализ проблемы в работе с детьми дошкольного возраста источников позволил выделить такие нетрадиционные средства обучения рассказыванию, как ТРИЗ, мнемотехника, моделирование, песочная игротерапия, аппликация, лепка. Проанализируем возможности применения данных методов в процессе развития творческих способностей через обучение рассказыванию. ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать использовать для сознательного - без множества пустых проб - решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, развивать речь в объяснении, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Программа ТРИЗ для дошкольников - это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов. На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение, доказывать целесообразность и правильность выбора. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др. Мнемотехника - это проблемы в работе с детьми дошкольного возраста правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает проблемы в работе с детьми дошкольного возраста ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы схемы. Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть проблемы в работе с детьми дошкольного возраста в следующем: проблемы в работе с детьми дошкольного возраста каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка изображение ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования, моделирования теперь имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления. Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется, в разных видах деятельности - игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения графические схемы. Песочная игротерапия позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом. Как показали исследования, Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали исчезали - уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и гуманными. Известный американский педагог Куломзина отмечает, что Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач комплексного воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация, рисование, лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Они способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата И это - вторая особенность детского творчества. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, проблемы в работе с детьми дошкольного возраста также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия проблемы в работе с детьми дошкольного возраста в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает проблемы в работе с детьми дошкольного возраста, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им эмоциональная отзывчивость. Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более проблемы в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства. Цель сенсорного воспитания - формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира. Таким образом, спектр нетрадиционных средств, используемых при обучении дошкольника рассказыванию чрезвычайно широк и может использоваться в варьировании и смене видов деятельности, тем самым сохраняя интерес и мотивацию дошкольника. Выводы проблемы в работе с детьми дошкольного возраста главе 1 Универсальные творческие способности это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте является развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с проблемы в работе с детьми дошкольного возраста творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они способности развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Одним из способов развития творческих способностей дошкольников нами выбрано и охарактеризовано использование форм нетрадиционного обучения рассказыванию. Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 56 лет авторы: Методика «Солнце в комнате» Основание. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Картинка с изображением комнаты, в которой проблемы в работе с детьми дошкольного возраста человечек и солнце; карандаш. Психолог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь чтото напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной». Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки. В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 1. Отсутствие ответа, непринятие задания «Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно» 1 балл. «Формальное устранение несоответствия стереть, закрасить солнышко 2 балла. Содержательное устранение несоответствия: а простой ответ Нарисовать в другом месте «Солнышко на улице» 3 балла. Конструктивный ответ отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации «Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т. Данные, полученные при проведении данной методики представлены в таблице 1. Методика «Складная картинка» Основание. Умение видеть целое раньше частей. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. Психолог, предъявляя ребенку картинку: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано? » Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так? » После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка». В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание 3 балла. Выделяются следующие уровни ответов: 1. Проблемы в работе с детьми дошкольного возраста ответа, непринятие задания «Не знаю», « Ничего не станет», «Так не бывает» 1 балл. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию «Утка нырнула», «Утка заплыла за лодку»построение новых композиций «Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку» и т. Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» не к какойлибо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании «Утка стала домиком», «Стала похожа на мостик» и т. Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла. Данные, полученные при проведении данной методики представлены в таблице 2. Обобщим данные, полученные при проведении методик. ВС ВС ВС 4 Таня ВС ВС ВС 6 Марат ВС ВС ВС 9 Максим С С С Таким образом, у детей отмечается в 30% высокий уровень развития творческих способностей, в 30% уровень выше среднего, у 40% средний уровень развития творческих способностей. ВС В В 3 Владик ВС ВС ВС 4 Марина ВС ВС ВС 6 Ирина ВС ВС ВС 7 Дима ВС ВС ВС 9 Игорь С ВС С Общий уровень творческих способностей в контрольной группе: у 50% уровень выше среднего, в 30% высокий уровень, в 20% средний. С целью развития творческих способностей детей дошкольного возраста нами были предложены рекомендации воспитателям по организации игр-драматизаций как одной из нестандартных форм обучения рассказыванию. Организационный май-сентябрь 2009 года 1. Подбор литературы по проблеме исследования. Подбор дидактических игр по коррекции речевого развития. Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных и творческих способностей. Диагностический сентябрь 2009 1. Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей детей дошкольного проблемы в работе с детьми дошкольного возраста. Составление контрольных листов и справки анализа осознания личности детьми дошкольного возраста в группе. Практический сентябрь 20009 — март 2010 1. Анализ методической, педагогической литературы по проблеме исследования. Обобщение педагогического исследовательского опыта. Использование методов и приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через: средства игр-драматизаций, ТРИЗ, мнемотехники, моделирования, песочной игротерапии, методов изобразительного творчества. Условия состояния передметно-игровой среды для творческой деятельности детей дошкольного возраста. Составление индивидуальных проблемы в работе с детьми дошкольного возраста творческого развития и роста детей проблемы в работе с детьми дошкольного возраста возраста. Обобщающий апрель — проблемы в работе с детьми дошкольного возраста 2009 1. Обобщение итогов фронтальной индивидуальной работы с детьми 2. Продолжать учить детей давать нравственную оценку поведения того или иного героя в соответствии с нормами морали. Воспитание доброго отношения друг к другу, чувства сопереживания. Нормализация просодической стороны речи. Формы: мнемотехника, игра-драматизация, рисунок, моделирование. Ход занятия : Воспитатель: - Ребята, я давно мечтаю попасть в страну Сказок. Только вот беда, точной дороги-то я не знаю. Но у меня есть знакомый мальчик, которого вы тоже знаете, он проблемы в работе с детьми дошкольного возраста нам помочь. Он любит общительных и вежливых детей. Разговаривать, беседовать, рассказывать - Каким бывает общение? Я все слышал, могу помочь попасть в страну Сказок. Раз, два, три, счастливого пути! Дети проходят в другое помещение. Звучит музыка, дети открывают глаза. Воспитатель: - Вот, ребята, мы с вами в сказочной стране. Но смотрите, я вижу значки. Это нам подсказывает, что нам делать. О чем же они нам говорят? Дети рассказывают сказку Аня И так захотелось ему такую красивую девочку в гости пригласить! А теперь попробуем еще раз рассказать по-другому. Представим, проблемы в работе с детьми дошкольного возраста кто-то из вас Проблемы в работе с детьми дошкольного возраста. Мальчик представляет себя в роли Медведя и рассказывает от 1-ого лица Максим Иду по лесу, птички поют. Воспитатель: - Какой замечательный у нас Медведь! Девочка рассказывает от 1-ого лица Воспитатель: - Молодец! Медведем будет … Саша. Интервью будет брать … Даша. Происходит диалог между Медведем и девочкой. Воспитатель: - Да, действительно Медведю скучно и одиноко одному в доме. Как же нам ему помочь? Выслушиваю предложения детей Воспитатель: - Давайте отправим Медведю приглашение на чай от Маши, ведь Маша у нас добрая девочка. Дети диктуют текст - Оставим здесь на полянке, лесной почтальон — сорока, ее передаст. Воспитатель: - Ребята, мы с вами сделали доброе дело. Смотрим на значок, пора отправляться дальше. Раскрываю ширму, на ней висят куклы-марионетки Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какое здесь доброе дело можно сделать? Дети берут куклы и начинают их водить Воспитатель: - Вот видите, как только мы взяли кукол, они ожили. И от наших действий зависит то, что будет делать кукла. Вот наши куклы поприветствовали друг друга жестами, они пока разговаривать еще не могут. Они решили прогуляться двигаются. Но вдруг налетел сильный ветер, и наши куклы прижались друг к другу, чтобы им не было холодно. Ветер прекратился, куклы опять разбежались по полянке. Кто здесь добрый, кто злой? По всем вопросам выслушиваю ответы- версии детей Аня А другая злая, ленивица. Возьмите, пожалуйста, эти сердечки на тарелочке, и подарите той девочке, которая вам больше нравится. Нарисуйте девочкам подарки и расскажите. Почему именно такие подарки им достались. Дети разбирают сердечки и кладут возле той девочки, которая им нравится. Воспитатель запоминает и берет себе на заметку Воспитатель: - Значит, вам больше нравится падчерица, добрая девочка. Падчерица угощает карамельками, мачехина дочка — шоколадными конфетами. Обратить внимание на то, какие конфеты берут дети Воспитатель: - …, почему ты сердечко подарил падчерице, а конфету взял у ленивицы? Два, три вопроса к детям Воспитатель: проблемы в работе с детьми дошкольного возраста Да, ребята, говорить красиво легко, а поступать красиво сложно. Разве их не жалко? Давайте придумаем другой способ перевоспитания. Дети высказывают свои предложения Воспитатель: - Вот мы с вами сделали еще одно доброе дело. Сундук, наверное с драгоценностями. В сундуке элементы театральных костюмов: шапочки, сумочки, короны, шляпы и т. Воспитатель: - Ребята, а кому это все надо? Дети примеряют и рассматривают себя в зеркале - … обращаясь к кому-либо кем ты себя чувствуешь? Пока звучит музыка, вы двигаетесь как сказочные герои в костюмах как артисты. Как только музыка замолчит, вы должны замереть, как будто это портрет. Играем по моему знаку один из вас начинает рассказывать о себе от лица того героя, в которого он превратился. Мы с вами волшебники, и сейчас попробуем превратить обыкновенный шарик в чудесную куклу. Она у нас получится, если будем работать дружно, помогать друг другу и советуясь. А сначала попробуем надуть шарик. Дети на воздушный шарик наклеивают глаза, нос, рот, уши, волосы. Риторик: - Ну что, ребята, вам понравилось делать добрые дела? Индивидуальные похвалы - Путешествие закончилось, но Сказка с вами не прощается, она сама будет приходить к вам в гости. А куклу возьмите себе на память. Варианты других заданий по каждому методу представлены ниже. Вид обучения Варианты заданий ТРИЗ Наиболее оправдана работа с загадкой. В первом периоде работа ведется со значительной помощью педагога, затем дети становятся более самостоятельными. Сравнения предлагают все дети по очереди, формируется загадка. Каждый из членов команды запоминает и представляет только одну строчку-сравнение. Затем дети вместе с педагогом придумывают 2-х словное предложение об отгадке и составляют его схему. Детские загадки: Прыгает, как зайчик, Катается, как колобок, Круглый, как яблоко, Разноцветный, как радуга. Мяч Мнемотехника Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов. В младших группах с помощью воспитателя, в старших — дети должны уметь самостоятельно. Еще одна разновидность мнемотехники — это проблемы в работе с детьми дошкольного возраста. Коллаж — это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель — коллажа — расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, проблемы в работе с детьми дошкольного возраста связно говорить, рассказывать. Моделирование При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Могут использоваться следующие приемы работы по серии сюжетных картинок: — Установление последовательности серии. Также дети выделяют главную мысль в каждой картинке серии изображают ее в виде пиктограммы схематичного рисунка. Таким проблемы в работе с детьми дошкольного возраста составлялся графический план рассказа. Рисование на песке или составление песочных композиций. Рисунок Воспитатель предлагает детям выложить на фланелеграфе характер полёта пчёл в начале пути из улья, затем разлетающихся по очереди из пчелиного роя и летающих над поляной в поисках нужного цветка. Дети выполняют задания по выбору, рассказывают, какой характер полёта пчёл будут изображать на своём листе. Во время практической работы звучит музыка По мере выполнения рисунков, педагог обращает внимание детей на выбор цвета для брюшка пчелы, для крыльев, цветов, облаков. Педагог нацеливает деятельность детей на создание своей композиции. Для этого спрашивает о замысле своего проблемы в работе с детьми дошкольного возраста Это большая пчела летит к красивому цветку, а за ней летят молодые пчёлки; пчела собрала много нектара и устала; пчела любуется солнышком После завершения работы, рисунки прикрепляют к доске. Педагог задаёт вопросы: - На каком рисунке пчела самая весёлая? Во время анализа педагог старается задавать вопросы так, чтобы о каждом рисунке дети могли что-нибудь сказать. Воспитатель обращает внимание на самые выразительные работы. Аппликация Для ребят постарше занятия с мозаикой становятся средством развития воображения, помогают придумывать новое, выражать свои чувства и настроение. Изображения дети выкладывали на разноцветных фонах. Обычно использовали фоны спокойных, пастельных тонов. Однако материал и цвет для фона может быть различный. Для некоторых видов композиций готовила специальные фоны с заранее подобранным и созданным изображением дорога, корзина, ваза, блюдо, корабль, ель, река и т. Дети составляли изображение подходящего предмета или персонажа и вписывали его в композицию. Обязательным является описание проводимых ребенком изменений, составление рассказа по композиции. Возможна групповая работа, где составляется комплексная аппликация и каждый из детей объясняет и рассказывает причины помещения совей составной части на общий аппликационный коллаж. Лепка Выполнение сказки «Пластилиновая сказка», передача движение, характера через превращения пластилина. Рассказывание превращений, составление сказки Игра-драматизация Сорока и Медведь по Сладкову Медведь медленно вылезает из берлоги ребёнок встаёт со своего стульчикапотягивается, зевает, трёт глаза, смотрит по сторонам. Замечает Сороку, медленно идёт к ней. Сорока легко слетает с дерева ребёнок спрыгивает со своего стульчикалетит к Медведю, плавно размахивая крыльями. Сорока склонив голову на бок. Ау, Медведь, ты утром что делаешь? Медведь медленно поводит в стороны головой. Медведь делает те же движения головой. Сорока подпрыгнув от удивления. Сорока от удивления округлив глаза. А когда же ты не ешь? Да когда сыт бываю! Сорока удивлённо взмахивает крыльями. А когда ты сыт бываешь? Медведь медленно разводит лапы в стороны. Да никогда отрицательно машет головой. Работа проводилась на протяжении 7 месяцев, после чего при помощи аналогичных методик, но на аналогичном материале. Обобщим данные, полученные при проведении методик. ВС ВС ВС 7 Никита ВС ВС ВС 9 Максим ВС ВС ВС 10 Дима ВС ВС ВС Таким образом, у детей отмечается в 50% высокий уровень развития творческих способностей, что на 20% больше чем на констатирующем, в 40% уровень выше среднего, что на 10% больше, чем на констатирующем, у 10% отмечается средний уровень развития творческих способностей. ВС В В 3 Владик ВС ВС ВС 4 Марина ВС ВС ВС 6 Ирина ВС ВС ВС 7 Дима ВС ВС ВС 9 Игорь С ВС С В контрольной группе изменений не обнаружено. Сравнительный анализ данных двух групп позволяет сделать вывод о доминирующем положении экспериментальной группы в определении уровней развития творческих способностей. Таблица 7 Сводная таблица изучения уровня развития творческих способностей группах эксперимента Группа Уровни развития творческих способностей % В ВС С НС Н ЭГ 50 40 10 0 0 КГ 30 50 20 0 0 Таким образом, нами отмечается положительная динамика в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста средствами рассказывания, т. Выводы по главе 2 Проанализированный нами уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста показал, что у детей отмечается в 30% высокий уровень развития творческих способностей, в 30% уровень выше среднего, у 40% средний уровень развития творческих способностей. С целью развития творческих способностей детей дошкольного возраста нами были предложены рекомендации воспитателям по организации занятий с применением разнообразных нестандартных форм обучения рассказыванию. Проведенная в течение 7 месяцев работа показала положительный результат. Так, у детей отмечается в 50% высокий уровень развития творческих способностей, что на 20% больше чем на констатирующем, в 40% уровень выше среднего, что на 10% больше, чем на констатирующем, у 10% отмечается средний уровень развития творческих способностей. Таким образом, нами отмечается положительная динамика в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста средствами использования нетрадиционных форм рассказывания. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей: 1. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они способности развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Одним из способов развития творческих способностей дошкольников нами выбрано и охарактеризовано использование форм нетрадиционного обучения рассказыванию. Проанализированный нами уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста показал, что у детей отмечается в 30% высокий уровень развития творческих способностей, в 30% уровень выше среднего, у 40% средний уровень развития творческих способностей. С целью развития творческих способностей детей дошкольного возраста нами были предложены рекомендации проблемы в работе с детьми дошкольного возраста по организации нестандартных форм обучения рассказыванию. Анализ эффективности реализации данной программы позволил говорить о ее положительном влиянии на исследуемый объект. Таким образом, проведя теоретическое и практическое исследование проблемы мы цель, определенную в работе выполнили. М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. Разбуди в ребенке волшебника. Психологические защиты у дошкольников. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Документы психолога и педиатра. Книга 2: Возрастная психология. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов. Совершенствование творчества дошкольников в деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности. Практикум по детской психологии.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Людмила Прозорова

    13.12.2015